История серии XCOM

За 21 год существования сериал сменил шесть разработчиков, создавших аж 12 игр.
На протяжении 21 лет сериал X-COM (сейчас называющийся XCOM) многое что повидал. Его первый выпуск считался не просто лучшей игрой своего времени, а одной из лучших за всю историю видеоигр – но последующие релизы на протяжении двух десятков лет знаменовались разочарованиями, провалами и катастрофами: они просто не могли нащупать того, что сделало оригинал особенным. Однако у этой истории счастливый финал: после длинного периода забвения новый разработчик перенял эстафету и вернул сериалу былое величие.
Сектоид из 1994 года и гибрид сектоида и человека из 2015-го.
1994
Оригинальная X-COM: UFO Defense (или UFO: Enemy Unknown в Европе) была выпущена в 1995 году на DOS и Amiga, а затем портирована на PlayStation. Ее дизайнерами были братья Джулиан и Ник Голлопы из Mythos Games, а издала игру MicroProse (компания, основанная Сидом Мейером). Изначально она позиционировалась как наследник Laser Squad, тактической игры 1998 года от тех же Голлопов, однако затем была переработана с учетом популярной тогда тематики инопланетных захватчиков. X-COM стала культовой игрой, постепенно набиравшей все больше поклонников, и вскоре она прочно укрепилась во всех топах самых лучших РС-игр (на IGN в 2000-м она и вовсе заняла первое место) и вдохновила многих геймидизайнеров. Ее влияние можно заметить в таких играх, как Jagged Alliance, Diablo, Freedom Force и многих других.
Спойлер
1995
X-COM: Terror From The Deep был попыткой MicroProse срубить легкого бабла на успехе UFO Defense. Разработанная ее внутренней студией без участия Mythos всего лишь за год игра была, по большей части, перекрашенной UFO Defense, заменившей инопланетных пришельцев на подводных (попавших туда с других планет). За исключением улучшенного интерфейса и некоторых известных своей сложностью двухэтапных миссий Terror From The Deep не особенно улучшает формулу X-COM – и оттого не находит такой же любви среди геймеров. Ее преимущественно вспоминают как испытание для хардкорных фанатов X-COM, которым UFO Defense стала казаться слишком легкой.
Спойлер
В MicroProse начинается разработка шутера от первого лица X-COM: Alliance.
1996
Сид Мейер, Брайан Рейнольдс и Джефф Бриггз уходят из MicroProse, чтобы основать Firaxis Games.
1997
MicroProse выпускает вторую часть X-COM от Mythos – X-COM: Apocalypse для MS DOS и Windows 95. Она переносит действие дальше в будущее, в мир, где человечество живет в изолированных мегаполисах. Apocalypse с ее сложными городскими локациями и полными нюансов отношениями между разными фракциями амбициозна с технической точки зрения, но странный арт-дизайн и попытка уместить в одной игре традиционные пошаговые бои и режим, в котором действия происходят в реальном времени, сделали ее несколько неуклюжей. Джулиан Голлоп впоследствии назовет эту игру "зоной бедствия".
Спойлер
1998
MicroProse выпускает X-COM: Interceptor, скрестившую стратегические элементы X-COM с геймплеем популярных в те годы космических экшнов вроде Wing Commander или Star Wars: X-Wing vs TIE Fighter. Это была первая часть сериала, отрецензированная IGN, который заключил, что она мало что может предложить. "Interceptor не то чтобы плоха в целом, но она удручающе посредственна. Если компания может взять всю увлекательность X-COM, добавить к ней механику боев в космосе и получить в итоге настолько скучную игру, то я боюсь за будущее сериала". Как оказалось, опасения были оправданными.
Спойлер
Владеющую MicroProse компанию Spectrum HoloByte приобретает Hasbro Interactive, получаюшая права на сериала X-COM.
1998
MicroProse анонсирует X-COM: Alliance, находившуюся в разработке с 1995 года. Этот мультиплеерный тактический FPS посвящен отряду X-COM, потерявшемуся в космосе и пытающемуся найти дорогу домой при помощи дружественных инопланетных рас. Для своего времени игра смотрится очень прилично; ее релиз намечен на 1999 год.
1999
Первая часть X-COM от Hasbro - это упрощенная бюджетная Em@il Games X-COM (также известная как X-COM: First Alien Invasion), заточенная чисто под асинхронный мультиплеер. Она была неплохой, но ничем не запоминавшейся, и через пару лет ее сервера были отключены. На ней же закончилась эпоха: на протяжении следующих 13 лет мир больше не увидит ни одной пошаговой тактической X-COM.
Принадлежащая Hasbro MicroProse все же попыталась сделать еще одну тактику – X-COM: Genesis, бои в которой проходили в реальном времени с возможностью поставить на паузу (также в ней впервые в сериале использовался полностью трехмерный движок). К несчастью, из-за финансовых трудностей Hasbro проект был отменен всего через шесть месяцев разработки.
X-COM Alliance так и не вышла.
2000
Mythos дает о себе знать анонсом Dreamland Chronicles: Freedom Ridge для PC и PS2, издателями которой выступают Bethesda и Virgin. Хоть она звалась и не X-COM, она должна была стать духовным наследником оригинала. Это должна была быть пошаговая игра (как Голлоп впоследствии говорил, очень похожая на Valkyria Chronicles) о том, как Земля потерпела поражение в войне с захватчиками, и освободительная армия пытается, оставаясь незамеченной, собирать бесценные ресурсы и сражаться с оккупантами. (Звучит очень похоже на XCOM 2, но Firaxis утверждает, что не ориентировалась на Dreamland Chronicles). Увы, в начале 2001-го проект был отменен из-за того, что Virgin не устроил графический движок игры.
Hasbro анонсирует X-COM: Enforcer.
IGN называет X-COM: Alliance лучшей экшн-игрой для РС с Е3. "Мы очень многого ждем от этой игры... и судя по тому, что мы видели на Е3, MicroProse нас не подведет". Подвела, не выпустив и в 2000 году.
2001
Hasbro продает свое подразделение Hasbro Interactive компании Infogrames, включая права на X-COM. Infogrames на протяжении четырех лет не делает с ними примерно ничего.
Разработанный под Hasbro шутер от третьего лица X-COM: Enforcer выходит под лейблом Infogrames на PC. Его с X-COM не связывает совершенно ничего, кроме нескольких узнаваемых врагов, вставленных зачем-то в экшн-игру – это полная противоположность того, что сделало UFO Defense столь запоминающейся. Впрочем, рецкензия IGN была благосклонна: "Она от вас требует крайне мало, и, хотя у нее и есть глубокие элементы, в целом это чистый непрекращающийся экшн. На моем жестком диске не так много игр, подходящих для того, чтобы убить минут 15, и X-COM: Enforcer находится на вершине этого списка".
В последующие 10 лет не выходит ни одного выпуска X-COM.
Спойлер
X-COM Alliance снова откладывается.
2002
После семи бурных лет разраотка X-COM: Alliance прекращается втихую, без официального заявления об отмене игры.
2003
Infogrames покупает Atari и переименовывается в Atari, сохраняя права на X-COM.
Не имея никаких прав, Джейк Соломон из Firaxis создает прототип ремейка X-COM. Он оказывается неудачным.
2005
Владеющая Firaxis компания Take-Two Interactive приобретает права на X-COM у Atari, давая Firaxis возможность делать игры по этой IP.
2006
Разработчики BioShock, Irrational Games, которых тоже приобрела Take-Two, берутся создавать прототип новой игры по X-COM. Проект со временем переходит к студии, ответственной за BioShock 2, – 2K Marin.
2007
Firaxis дает Соломону еще один шанс сделать ремейк X-COM, и в этот раз дело идет в гору. Начинается разработка XCOM: Enemy Unknown.
Firaxis также выпускает Civilization IV: Beyond The Sword, включающую в себя сценарий по мотивам X-COM.
2010
2K анонсирует XCOM, шутер от первого лица от 2K Marin. Его действие разворачивается во время тайного вторжения пришельцев на Землю в 1950-е, и нелинейный дизайн подталкивает игроков к тому, чтобы те избегали непонятных врагов и возвращались на базу с целью разработать способы борьбы с ними. Показаны враги: бесформенная черная жижа, одержимая домохозяйка и гигантский обелиск, превращающийся в летаюее и стреляющее смертельными лучами кольцо. Игра должна выйти в 2011 году.
2011
XCOM-шутер так и не выходит. Его перерабатывают, меняют сеттинг с 50-х на 60-е, добавляют врагов-людей и систему укрытий и управления отрядом а-ля Mass Effect.
2012
Проведшая пять лет в разработке ода Firaxis оригинальной X-COM: UFO Defense, названная XCOM: Enemy Unknown, анонсирована и быстро выпущена на Xbox 360, PlayStation 3 и PC. Это первая тактическая часть сериала за 13 лет, задержавшееся возвращение к истокам. "Страна Игр" дала ей 8 баллов: "играть в новый XCOM все так же интересно, как и раньше".
XCOM-шутер не выходит.
2013
Многострадальный шутер переименовывается из XCOM в The Bureau: XCOM Declassified и меняет перспективу на вид от третьего лица. Он выходит на Xbox 360, PlayStation 3 и PC в этом же году, но результаты полной перипетий разработки вышли не очень впечатляющими: "У The Bureau: XCOM Declassified банально не хватает смелости, наглости и фантазии, чтобы реализовать свой исполинский потенциал".
Но есть и хорошие новости: анонсировано и выпущено успешное дополнение к XCOM: Enemy Unknown под названием Enemy Within. "XCOM стала больше и интереснее, – гласит наша рецензия. – Остается лишь позавидовать тем, кто впервые сядет за эту отличную игру в ее расширенной версии".
2015
Firaxis анонсирует полноценный сиквел к XCOM: Enemy Unknown в рамках июньского IGN First. Игра должна выйти в ноябре 2015 года только на РС. Из наших материалов вы можете узнать, чем обусловлена ее эксклюзивность и почему она отличной подойдет для моддинга; о том, по какому принципу в XCOM 2 будут создаваться карты и как победы и поражения игроков в Enemy Unknown повлияли на создание второй части; о том, какие человеческие противники вам будут противостоять, и как живется на Земле после многих лет инопланетной оккупации.

На странице http://game-score.ru/99275-vzlet-padenie-i-snova-vzlet-istoriya-xcom.html вы можете прочитать новость - История серии XCOM. В новости упоминается игра XCOM 2.

Игры из материала

XCOM 2
Дата выхода PC игры: 5 февраля 2016

XCOM 2 - игра жанра Стратегии / Strategy, Игры 2016 года, Игры 2016 года от разработчика Firaxis Games.

88
Топ онлайн игр